Выбираем среднее профессиональное?

04.05.2018 20:40:00 Описание

Пожалуй, самый актуальный вопрос для старшеклассника в мае - куда поступать? Многие уверены: необходимо получить высшее образование, при этом не так уж важное какое именно… Мы попробуем поспорить с этой распространённой точкой зрения.

Многие работодатели охотнее возьмут человека с опытом работы и дипломом колледжа или техникума, нежели выпускника вуза, знакомого с профессии лишь в теории. И в том же техникуме, в учебном процессе практики подчас куда больше, чем в вузе…

Чтобы не быть голословными, расскажем вам истории трёх рязанцев, которые в своё время получили среднее специальное образование, нашли работу, и сейчас вполне довольны своей жизнью.

Главное – удовлетворение от своего труда

После девятого класса рязанка Виктория Минаева, почти не раздумывая, поступила в медицинский колледж. Ей хотелось не просто получить новые знания, но и скорее освоить будущую профессию на практике.

– А практики во время учёбы было очень много, - вспоминает наша собеседница. – Я стажировалась в Рязанской областной клинической больнице, в больнице имени Семашко, в кожвендиспансере, в городской больнице № 11, в роддоме № 1... В первый роддом уже после учёбы и пошла работать. Но везде к нам – студентам, относились с уважением, а не как к временной обузе: мол, что вам, практикантам, доверить можно? Нам, разумеется под присмотром старших, доверяли всё то же, что и постоянно работающему персоналу.

Ситуация, в которой от силы два-три человека с потока идут работать по профессии, по словам Виктории, для выпускников медицинского колледжа абсолютно нетипична. Почти все её бывшие одногруппники сегодня трудятся в медицине. Работают в роддомах, поликлиниках, в частных медицинских центрах. Вакантные места для медсестёр и медбратьев есть всегда. Многим даже не приходится искать работу. Медучреждения сами приглашают к себе во время практики на последнем курсе. Именно так произошло и с нашей героиней.

– Я работаю в роддоме уже почти восемь лет. И ни разу не пожалела, что пришла именно сюда, – продолжает рассказ Виктория Минаева. – Моя главная обязанность – ухаживать за детьми, пеленать их, возить на кормление, обучать молодых мам правильно обращаться с новорождёнными. Бывают дни, когда работа выматывает и морально, и физически. Но всё же чаще здесь испытываешь радость, потому что помогаешь мамам, и видишь, как они светятся от счастья...

Несколько лет назад Виктория решила освоить ещё одну профессию. Пошла-таки в вуз, и стала педагогом-психологом. Но и теперь, имея высшее образование, она продолжает работать медсестрой в роддоме. Зачастую женщинам требуется не только помощь медсестры, но и психологическая поддержка. Вот тут-то и пригождаются новые знания.

Сравнивая же учёбу в вузе и колледже, Виктория без колебаний утверждает – колледж дал ей больше.

– В колледже нас готовили к конкретной работе, – рассуждает наша собеседница. – А в вузе приходилось больше учиться самостоятельно – много читать, анализировать, разбирать примеры… В принципе, я не считаю, что зря поступила в университет. За годы учёбы я узнала немало полезного, мне стало проще находить подход к разным людям. Почему я всё же по-прежнему работаю медсестрой? Возможно, я просто не готова сменить деятельность и пойти работать психологом в детский сад или в школу. Пока моя работа приносит мне удовлетворение, а для меня это главное...

Лучшая профессия для путешественника

Наша следующая героиня – Анастасия Кузьминых, честно признаётся: в колледж после девятого класса решила поступить, так как не хотела сдавать ЕГЭ. Подала документы в Рязанский педагогический. Как не удивительно, но на тот момент сомневающуюся в себе школьницу оказались готовы принять сразу на нескольких направлениях обучения. Анастасия выбрала «Туризм и сервис». В её выборе не были уверены родители, всё же несколько лет назад профессиональные перспективы будущих менеджеров по туризму и экскурсоводов многим представлялись туманными... Но время доказало, что выбор был верным.

– Учиться было очень интересно, – вспоминает наша собеседница. – У нас было несколько видов географии. Мы изучали климатические зоны, и наиболее популярные для них виды отдыха, курортные направления и достопримечательности, особенности туристических маршрутов, цены... Уже на втором курсе я имела чёткое представление, какому клиенту что советовать. Помимо того, нас учили и технической стороне дела: подбирать и бронировать туры, выполнять задачи в специальных компьютерных программах. Мой первый работодатель был очень удивлён, когда узнал, что я уже умею делать многое из того, что от меня требуется. У выпускников вузов по той же специальности, которые приходили устраиваться к нему на работу, таких навыков не было…

Сейчас Анастасия работает в одной из крупных туристических компаний города, занимается экскурсионными турами по России и международными маршрутами. Приятный бонус в её профессии – возможность посещать разные страны.

– Чтобы лучше понимать особенности страны и знать, что подойдёт твоему клиенту, а что нет, желательно прежде побывать там самой, - объясняет наша героиня. – Рабочие командировки у нас бывают регулярно. Так, в прошлом году я летала в Абхазию, Турцию и Болгарию, а в марте этого года впервые увидела Андорру. Конечно, это не праздный отдых. Иногда в день приходится посетить и проанализировать сервис в восьми - десяти отелях. Но в каждой командировке бывают и выходные, которые можно потратить на себя...

Две стороны одного дела

Для Андрея Игонькина колледж стал запасным вариантом. После 11 класса он собирался поступать в педагогический университет. Но не набрал нужного количества баллов. Терять год, чтобы пересдать ЕГЭ и пытаться поступить снова, не хотелось. И Андрей подал документы в Рязанский многопрофильный колледж на специальность «Повар-технолог». Сейчас он работает в одном из крупнейших ресторанов города и искренне рад, что его жизнь сложилась именно так.

– В старших классах я ходил в этот же колледж на подготовительные курсы для поваров, - вспоминает Андрей. – Поступать сюда не планировал, просто с детства нравилось готовить. Ещё маленьким вместе с бабушкой пёк пироги. Когда же в школьном возрасте начал ходить в походы – заведовал полевой кухней.

Изначально к перспективе быть поваром Андрей относился со скепсисом. Но всего через пару месяцев после начала занятий профессия его затянула...

– Почти все наши преподаватели работали в заведениях общепита. И многие студенты, в том числе и я, уже на первом курсе устроились в кафе и рестораны, – продолжает рассказ Андрей Игонькин. – Поэтому часто наши лекции превращались в дискуссионные площадки. Мы делились друг с другом опытом, нам давали советы, как можно улучшить то или иное блюдо. С помощью педагогов мы постигали теорию, и сразу осваивали её на практике. Колледж дал нам базовые знания. А чтобы быть хорошим поваром, учиться нужно постоянно...

Что Андрей и продолжает делать по сей день, изучая литературу и статьи на профессиональных сайтах в интернете.

Популярный в массовой культуре образ упитанного повара с румяными щеками очень далёк от истины. Часто у поваров, как ни парадоксально это звучит, за весь день нет ни минутки, чтобы перекусить самому. Если заведение процветает и заказов много, то резать, жарить, тушить и запекать приходится с утра до вечера. Но это – только одна сторона медали...

– Теперь-то я точно знаю, что свою профессию не променяю ни на что другое, – уверен Андрей. – У меня всегда есть простор для творчества. Когда умеешь работать с едой, ты не обязан строго следовать рецептуре, как инструкции. Ты каждый раз пытаешься улучшить свои блюда, привнести в них что-то новое. И это – крайне увлекательный процесс...

СПРАВКА «ВР»: По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году было зафиксировано некоторое снижение популярности высшего образования в России, наряду с ростом популярности программ подготовки специалистов среднего звена. Последних было выпущено около 506,9 тыс. человек, что на 8,1% больше, чем годом ранее. В то же время вузы РФ выпустили около 969,5 тыс. бакалавров, специалистов и магистров, что на 17,5% меньше, чем в 2016 году.

Использованы фото 7info.ru, tsfi-ryazan.ru.

Автор: Марина Власова
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции