Таинственный городок на «потерянной земле»

20.04.2018 23:17:00 Описание

Кадом старше большинства райцентров области. Даже та часть его истории, которая известна исследователям, начинается более восьми веков назад! Вместе с Дмитрием Бантле мы вновь отправляемся в путешествие в прошлое...

Кадом впервые упоминается в Никоновской летописи 1 августа 1209 года. И в каком же контексте? Летописец отмечает, что там убили рязанского тысяцкого (командира городского ополчения) Матвея Андреевича. Мотивы убийства по-своему объясняет чуть не каждый историк. Точнее, мотив-то один – борьба за власть, но над кем? Кадом считали принадлежащим и мордве, и волжским булгарам, и даже половцам.

Словом, сколько точно Кадому лет – сказать никто не берется. Он ведь стоит на «потерянной земле» – именно так переводится с некоторых языков угро-финской группы слово katomaa, от которого, по одной из версий, и произошло русское название – Кадом.

Почему же потерянная? Может, потому, что река Мокша здесь разливается каждую весну так широко, что под водой земля исчезает на многие километры? По этой причине Кадом в начале XVI столетия «переехал» со старого на современное место, и теперь расположен на холмах. Самые заметные из них имеют названия – Кокуй, Безымянный, Кадомская гора (Вознесенский) и Преображенский.

Главной считается Кадомская гора, возвышающаяся над центром города. «Вершина Вознесенской горы будто срезана гигантским ножом. Ровная площадка в полтора гектара даёт простор наблюдателю: обойдешь холм - и словно по всему Кадому прогуляешься», – писал корреспондент «Рязанского комсомольца» в 1982 году.

Вода и люди

Основан же город был в пяти километрах севернее, где сегодня стоит село Старый Кадом. Кстати, в другом селе Кадомского района – Кущапине – известно небольшое озерцо под романтическим названием Омут, в котором, рассказывали, утонула церковь. Храм стоял на высоком берегу. Но в половодье, когда озеро и Мокша сливались воедино, вода подмывала берег, и однажды церковь прямо во время службы ушла под воду со всем причтом. Так это или нет, можно спорить. Но вода в озерце летом аномально тёплая, и зимой не остывает ниже десяти градусов.

По другой версии, Кадомская земля была несколько веков «потеряна» для русских князей, ибо здесь была другая власть, и было государство Пургасова Русь...

Воинственный инязор

Под таким звучным названием объединились многие мордовские племена. Территория их страны охватывала большую часть современной Нижегородской области, Мордовию и все те земли, что в Рязанской области лежат к востоку от Шацка.

У племенного союза был свой король, называемый «инязор». Прекрасный знаток нижегородской старины П. И. Мельников-Печерский писал, что мордовские князья объединились под началом некоего Пургаса, «жившего недалеко от нынешнего города Кадома, на правом берегу реки Мокши». Лаврентьевская и Никоновская летописи свидетельствуют о воинственном характере инязора Пургаса: его армия постоянно сталкивалась с русской дружиной. Например, летописная запись 1226 года утверждает, что мордва напала на Рязанское княжество, «взяша множество сёл, и возвратистася во свояси».

Но и в напряженной политической ситуации между Русью и мордвой не прекращался культурный обмен. Народы-соседи вели между собой торговлю, мордовские юноши учились у рязанских кузнецов тонкостям обработки железа, молодые рязанцы брали в жёны девушек-эрзя. А многие из тех, кто не нашёл общего языка со своим князем, уходили жить в мордовские деревни. С годами летописцы стали причислять финно-угорское племенное объединение к Руси: культура и быт разных народов постепенно сливались...

Храмы утраченные и сохранённые

Через Кадом в XIX веке проходил маршрут в обитель святого Серафима Саровского. Вереница паломников круглый год тянулась через городок, останавливаясь по пути в местной обители – женском Милостиво-Богородицком монастыре. Святой Серафим подарил этому монастырю устав, когда бывал в Кадоме, собирая пожертвования. По этому – Саровскому уставу, инокини живут до сих пор. А святого Серафима считают духовным отцом обители.

Кадомский монастырь был основан в 1797 году, как женская богадельня, на пожертвования местных купеческих жён. В 1824 году помещица Богданова завещала богадельне свой дом с усадьбой и постройками. Через двадцать лет богадельню переименовали в женскую общину, а вскоре приняли и упомянутый устав.

В обители хранится список иконы Богоматери Милостивой, или Киккотиссы. Это икона из монастыря на Кипре, а в Кадом список привезли по личной просьбе святого Серафима. Он говорил, что своими глазами видел Царицу небесную на одной из местных улочек...

Кстати, до революции в Кадоме было двенадцать церквей. Часть потом уничтожили, а с Троицкого собора сбили купола. Сохранился комплекс монастыря, Дмитриевский собор, а в селе Старый Кадом – красивейшая Троицкая церковь.

Покойники в колодах и расхитители бриллиантов

О кадомских храмах ходят легенды, и по большей части мистического толка. Ну, к примеру: когда в XIX веке строили Дмитриевский собор, чудом переживший кампанию «воинствующего атеизма», – наткнулись на заброшенное кладбище. Сам-то факт существования кладбища в центре города понятен. В Петровские времена здесь была деревянная церковь Николая Чудотворца, рядом и хоронили. Хоронили, однако, не в гробах, а в дубовых колодах. Это – части стволов от вековых, в три обхвата, дубов, с выдолбленной сердцевиной. К слову, хоронить в колодах запретил Пётр I «ради сбережения лесов».

Но большее изумление вызвал факт, что колоды оказались внутри наполнены жидкостью. Этому нашёл объяснение известный кадомский краевед позапрошлого столетия Николай Рейтаров. По его записям, у подножия Вознесенского холма было озеро, которое засыпали и сделали кладбищем – стало быть, в допетровское время. А среди останков не нашли ни одного украшения – что странно, ведь православных хоронили с крестами. Значит, захоронение это ещё языческих времён! Впрочем, в Кадоме такие могут быть и не столь и древними, как кажется поначалу. Здесь, в самой, так сказать, глубине России, и при том же Петре I, нередко поклонялись солнышку да ветру...

Все захоронения перенесли чуть в сторону, в пытальную яму. Да-да, именно так называется открытое археологами в 1870 году подземелье, где, как считается, в эпоху ига держали пленных. Причём держали по очереди то рязанский князь, то татарский мурза, в зависимости от того, в чьих руках оказывался город.

А вот другой таинственный случай. В Кадомском районе есть деревня Котелино, в которой сохранился фундамент некогда величественной церкви. По преданию, в XIX веке эту церковь на собственные средства построила местная помещица. Похоронить себя она завещала замурованной в церковной стене.

Через несколько десятков лет нашлись мужички, которые отправились грабить её могилу. Ведь говорили, что тело барыни сплошь унизано бриллиантовыми украшениями! Но церковь рухнула на грабителей, как только заступ выворотил последние кирпичи, укрывавшие нишу с покойницей...

Итальянская наука

Впрочем, главное, чем сегодня славится древний городок – это кружева, так называемый кадомский вениз. В начале XVIII столетия, когда по инициативе Петра I в России вводились новые для того времени технологии, из далекой Италии в Кадом поехали несколько монашек...

Почему именно в Кадом, а не куда-нибудь поближе к западным рубежам России? Никто не знает. Может, подвернулся государю оборотистый купчишка из местных? Или вправду в дело вмешалась небесная покровительница городка? Итальянки научили кадомчанок искусству вышивать белым по белому. Такая вышивка называется игольчатой и впервые появилась в Венеции. Отсюда и её название – вениз.

Во всей России нигде больше нет этого уникального искусства. Его секреты – только в руках кадомских мастериц.

И всё-таки, что значит «Кадом»?

Происхождение этого названия объясняли по-разному. В словаре В.И. Даля «кадомить» – «слоняться без дела, ходить из дома в дом». По другой версии, название «Кадом» созвучно слову «Кодим», что по-арабски означает – стража. Кадом был поселением укреплённым, а Волжская Булгария – соседом агрессивным. Что же до контактов булгар с арабами, столь тесных, что смешивались даже языки, то это факт установленный.

И всё же точка в поиске верной версии названия Кадома пока ещё не поставлена...

Фото static.panoramio.com, pastvu.com, veniz.ru. 

Автор: Дмитрий Бантле
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции