Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Лёгкой поступью в бессмертие...

23 Апреля 2018 17:39

На вопрос «Что такое слава?» Бернард Шоу как-то ответил: «Это, когда о тебе рассказывают небылицы, которые с годами превращаются в легенды». Рязанский балетмейстер Ида Милова, соответствовала этому определению звёздного статуса.

- В начале пятидесятых годов прошлого века Ида Александровна уже была предметом оживлённого обсуждения городских кумушек, - вспоминает ученица Иды Миловой, хореограф Галина Виноградова. – Представьте себе – у нас в Рязани, где в то время и в центре города ещё многие тротуары были деревянными, по вечерами прогуливалась дама в умопомрачительной шляпке, элегантном плаще, и с огненно-рыжим спаниелем на поводке. И похода у этой дамы была летящая, нездешняя, и осанка – балетная. Аромат французских духов дополнял эту фантастическую картину. Ну как тут кумушкам было не судачить?

Счастливый союз

На днях в Рязанском музее истории молодёжного движения открылась выставка «Лёгкой поступи долгий след», посвящённая жизни и творчеству Иды Александровны Миловой. Идею рассказать рязанцам об этой удивительной женщине Галина Виноградова вынашивала много лет. Но вряд ли дело пошло бы дальше благих намерений, если бы не счастливая встреча с создателем и руководителем региональной общественной организации «Наследие Сергея Худекова» Татьяной Петровой. Татьяна Владимировна уже имела практический опыт работы с материалами по истории балетного искусства на рязанской земле. Более того, это дело ей чрезвычайно нравилось. Она нуждалась в новых идеях… Так что, можно сказать: два человека нашли друг друга, и результатом их творческого союза стала не только выставка в музее, но и создание буклета, и организация презентации для всех, кто интересуется рязанской хореографической традицией. Ну и, конечно, эта встреча не могла бы состояться без участия, и помощи сотрудников музея. Не могу это не отметить потому, что уже не в первый раз именно здесь происходят события не совсем обычные для рязанского культурного пространства. В музее открывают новые имена или, как было в данном случае, возрождают память о людях во многом повлиявших на развитие творческого начала нашего края.

Наследница аристократического рода

Она появилась в Рязани в конце тридцатых годов. Полагаю, не по собственной воле… Пишу не совсем уверенно потому, что о многих фактах из биографии Иды Миловой можно говорить лишь предположительно. Даже точная дата её рождения вызывает вопросы. Официально – она родилась 29 июля 1906 года в городе Боржоми на юго-западе Грузии. Но есть и другая версия, и если верить ей, событие это произошло годом позже... Её мать – Екатерина Бектабекова происходила из старинного княжеского рода. Отец – Александр Милов, был известным тифлиским нефтепромышленником, миллионером и покровителем искусств. В возрасте восьми лет маленькую наследницу известной семьи отдали для обучения в известную и популярную у аристократии московскую гимназию Брюхоненко. Тогда же вся семья переехала для жительства в Первопрестольную.

Не буду подробно останавливаться на московском периоде жизни Иды Алексанровны. Отмечу только, что девушка отличалась от своих сверстниц не только нездешней, «южной» красотой и изяществом, но и недюжинными способностями в области хореографии. Она практически без конкурса была зачислена в студию известной московской балерины тех лет Веры Мосоловой. К слову, из этой студии вышли многие известные мастера классического балета, и не только…

Ида Милова вместе училась и дружила с будущим создателем знаменитого ансамбля Игорем Моисеевым, с заведующей кафедрой народного танца ГИТИСа Тамарой Ткаченко и многими другими впоследствии известными артистами.

Что случилось потом? В общем-то, довольно обычная, для середины 30-х годов история. В 1935 году уже известную танцовщицу арестовали. Формально за связь с дипломатом иранского происхождения Эдшумом Ордуни. Но на самом деле её просто не могли не арестовать. 

Стране и её вождю были не нужны изящные красивые люди с легкой походкой и гордой балетной осанкой. Они были в принципе не совместимы с новым советским обществом…

Далее была ссылка в Ташкент, жизнь на поселении за колючей проволокой, и после пятилетнего срока – Рязань. Ходили слухи, что в наш город благодаря своим связям и влиянию Иду Александровну «пристроил» ещё один её друг – известный советский композитор и любимец Сталина Александр Мелик-Пашаев.

Спасибо, учитель!


В музее истории молодёжного движения в день открытия выставки «Лёгкой поступи долгий след» собрались те, кто в той или иной степени считает Иду Милову своим учителем. Кто-то, как Галина Виноградова, начинал танцевать под её руководством ещё в старом Доме пионеров. Кто-то, как Виктор Первушин был навсегда очарован волшебством её летящей походки уже во время работы Иды Миловой в клубе завода «Красное Знамя». Ну, а кто-то, в том числе и автор этих строк, лично не был знаком с этим удивительным человеком... Но для меня было потрясением, когда я узнал, что эта хрупкая женщина в 1942 году решилась в Рязани на постановку «Лебединого озера». Это с её-то «ссылочной» биографией! Не «Красный мак», и не популярный тогда балет «Александр Пархоменко», а история любви несчастного принца Зигфрида!

… Спасибо учитель!, – звучало в музейных залах. Спасибо за пример мужества и верности изяществу и красоте. Ида Александровна своей лёгкой балетной походкой ушла в бессмертие и навсегда осталась с нами...

Фото Музея истории молодёжного движения, vezdekultura.ru, 7info.ru