Взгляд со стороны жюри

08.04.2019 14:42:00 Описание

XVII фестиваль «Губернские подмостки» завершён! Дипломы лауреатов III, II и I степени получили спектакли «Уроки сердца» Кораблинского народного театра «ТРАМ», «Питер Пэн» Скопинского молодёжного театра «Предел», «Точка отсчёта» театра-студии «Шанс» и «Ржавчина» Касимовского народного театра «Аспект». Лучшим же спектаклем была признана постановка «Что случилось в зоопарке» всё того же касимовского коллектива. Своими впечатлениями делится обозреватель «ВР» и член жюри фестиваля Михаил Колкер. 

На мой взгляд, лауреаты фестиваля обозначили определённые тенденции в сегодняшней жизни не только любительского театра, но и всего театрального процесса вне зависимости от его профессионального статуса.

Без надежды и катарсиса

Итак, спектакль «Уроки сердца» по пьесе Ирины Васьковской в постановке Татьяны Кочетковой... Семейная история двух одиноких немолодых женщин, матери и дочери, в провинциальном городке. Бедность, постоянное выяснение отношений, взаимные обвинения и отсутствие надежды… Режиссёр вместе с артистками тщательно выстраивает психологическую линию взаимоотношений двух героинь. Заставляет зрителя погрузиться в весьма малоприятную атмосферу затхлого существования маленького городка, где единственное развлечение – ежевечерние походы к ларьку, где собирается местное общество, где происходят встречи, завязываются скоротечные романы…

Признаюсь честно, я не поклонник такого рода драматургии. Однако попытка анализа внутреннего мира человека, пусть даже в таком изломанном мире, достойна уважения. Думаю, спектакль мог бы быть гораздо сильнее, если бы режиссёру удалось придать этой истории более глубокий внутренний подтекст. Найти возможность катарсиса для своих героинь. Понимаю, что в пьесе этого нет, драматург даёт лишь иллюстрацию. Но режиссёр – полноправный автор спектакля, и у него есть возможности театральными средствами менять смысловые акценты.

Неизвестный Владимир Дель

«Питер Пэн» шотландского драматурга Джеймса Барри и художественного руководителя «Предела» Владимира Деля. Намеренно ставлю эти два имени рядом. В данном случае Дель стал не просто автором инсценировки, но и полноправным соавтором пьесы.

Думаю, знакомить читателя с сюжетом нет необходимости… Поэтому сразу скажу: такого Деля я ещё не видел! Художественный руководитель «Предела» для меня всегда отличался несколько трагичным взглядом на окружающий мир. И этим, при всей своей бесспорной художественной одарённости, на мой взгляд, сужал свой творческий диапазон. А тут впервые я увидел Деля доброго, Деля весёлого, вместе со своими артистами самозабвенно играющего в пиратов, и в этой игре утверждающего: мир детства вечен! Кто-то уходит во взрослую жизнь, но забыть Питера Пэна невозможно – он навсегда остаётся с нами!

Сотворчество без диссонанса

Театр-студия «Шанс» и её руководитель Светлана Рахманина. Поэтическая композиция «Точка отсчёта». Я давно люблю этот театральный коллектив и внимательно слежу за его работой. На моих глазах повзрослело как минимум три поколения артистов. И всякий раз каким-то чудом Рахманиной удаётся преодолевать кризис смены коллектива. Вот и на этот раз на сцену вышли совсем молодые студийцы.

Светлана утверждает, что «Точка отсчёта» сложилась из учебных работ и практически весь стихотворный материал был предложен участниками спектакля. Режиссёры часто лукавят, рассказывая о соавторстве со своими артистами. Но тут уверен, что это действительно коллективное творчество. Приставка «студия» в названии «Шанса» – отнюдь не для красного словца. Именно студийность, единое понимание театра как возможности духовной самореализации определяет творческий почерк режиссёра и его артистов.

«Точка отсчёта» – спектакль о любви и творчестве. В нём удивительным образом сплетены в единую композицию стихи Левитанского, Цветаевой, Павловой и Вознесенского. Понимаю, что любители поэзии могут поморщиться от подобного соединения… Уж больно разные авторы, не совпадающие по многим параметрам. И, тем не менее, Рахманиной, почти всегда удачно, удалось избежать диссонанса. Общая эмоциональная заряженность актёров, их молодая энергетика, пластический язык режиссёрских метафор и выразительная лаконичность сценографии – фирменный стиль театра-студии «Шанс» и на этот раз срабатывает безотказно.

Как «ржавеют» наши души

Ну и, наконец, два спектакля Феликса Романова и Касимовского театра «Аспект». Безусловные лидеры «Губернских подмостков» 2019 года. «Ржавчина» – это три рассказа Рэя Брэдбери, объединённые общей темой: вирус человеческого равнодушия, разъедающий наши души, – вот что угрожает нам в первую очередь. Эта мысль режиссёра передаётся через точную психологическую партитуру взаимоотношений действующих лиц.

Никаких внешних эффектов, практически полное отсутствие декораций – только актёры и Брэдбери. Рискованный эксперимент… Но точное актёрское существование, выверенный психологический рисунок, талант исполнителей и режиссёра покоряют даже самого придирчивого зрителя.


Ну и победитель – всё тот же Романов и «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби. История двух людей, вроде бы случайно встречающихся в Центральном парке Нью-Йорка, заканчивающаяся убийством... Не стану пересказывать сюжет в деталях.
Надеюсь, что Феликс Романов в скором времени ещё раз привезёт свой спектакль в Рязань, и настоятельно рекомендую его посмотреть. Это – по-настоящему талантливое произведение. Без всяких скидок на любительский статус коллектива. Поверьте искушённому театральному зрителю – такой художественный уровень встречается крайне редко. Даже на столичных подмостках. Браво!

«Губернские подмостки – 2019» закончены. Нельзя объять необъятное и подробно рассказать обо всех представленных спектаклях. Здесь были разные коллективы – по творческому потенциалу, уровню режиссуры, одарённости труппы. Но все (и в этом я нисколько не сомневаюсь) объединённые бескорыстной любовью к театру…


Использованы фото, предоставленные Рязанским Областным центром народного творчества и vk.com/teatrpredel

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции