На половодных землях

05.04.2019 19:20:00 Описание
Говорят, что разлив в этом году не задался, вода уже убывает. Но не вся и не везде: ведь реки разливаются по-разному. И когда, например, Осётр уже входит в русло, Пара достигает кульминации своего разлива, а Цна ещё только выходит из берегов! Так остановимся, пока ещё не кончился разлив, на этой реке, и узнаем, какие драмы разыгрывались на её берегах...
Гидрологический экскурс в прошлое предпринимает автор рубрики «История» Дмитрий Бантле.



Звучное слово Цна слышали все. Но кто знает, откуда и куда течёт эта река, и какие хранит тайны? А ведь тайн в ней едва ли не больше, чем рыбы: от названия до исторических фактов...

Странное для русского уха название Цна, по мнению филологов, – не что иное, как редуцированное (т.е. упрощённое) «Десна» (говорили «дсна»). Так называются сразу несколько рек Киевской земли (самые полноводные Десны – притоки Днепра и Южного Буга).

Древнерусское слово «десница» – «правая рука» – сейчас знают все. Но немногие вспомнят, что «деснами» называли правые притоки рек. В древности реки «рассматривали» почему-то против течения. А впоследствии стало принято считать правым берегом тот, который справа по течению.

Соответственно, большинство рек с именем Десна оказались в наше время левыми притоками. Вот и Цна впадает в Мокшу с левой стороны (хотя можно спорить, кто в кого впадает, так как в месте слияния Цна гораздо более полноводна).

Впрочем, пылкие краеведы объясняют это название по-другому, выводя его то ли от слова «цена», то ли он загадочного имени собственного...


Любовь и деньги


Перефразируя фразу классика о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, можно сказать, что и все любовные истории похожи – до поры, пока остаются счастливыми.

Такова и история о мордовской царевне Цне и охотнике Сампоре. Познакомились они как медсестра с пациентом (так же, например, познакомились герои европейского эпоса Тристан и Изольда), после того, как Сампора «потрепал» медведь. Цна владела магией, и быстро подняла охотника на ноги. Молодые поженились. Царица Цна хлопотала по хозяйству, а новоявленный царь Сампор днями пропадал на охоте.

Дальнейшая часть истории – трагическая. Однажды Сампор вышел из лесу на хорошо вооружённый конный отряд. «Проведи нас через леса на Русь! – попросили воины. – Мы хорошо заплатим!»

Мордовские земли тогда жили не особо богато, в отличие от цветущей Руси. Сампор согласился, и тайными тропами вывел завоевателей в зону степей, прямо под Старую Рязань. Ну, а предводитель воинов оказался Батыем, и что было дальше, известно.

Цна же, узнав о случившемся, расплакалась так, что из её слёз сделалась большая река. В этой реке царица нашла последний приют, и туда же, предварительно выкрикнув имя потерянной возлюбленной, бросился Сампор. Вот потому, как гласит легенда, и речка у нас Цна, и у истоков её, в Тамбовской области, село Сампур.


Места одного города


Берега Цны в большей части её протяжения – чернозёмны, потому по берегам этим издревле селились люди. Где-то на её берегах стоял и потерянный летописный город Онуза.

Тут к Батыю подводят уже не легенды, а документы. Новгородская, Тверская, Никоновская летописи повторяют, что татары пришли из «Чёрного леса» к городу Онузе (или Нузе, Нузле, а в вариантах даже Нухле), захватили его и стали там станом. И уже оттуда осуществили весь дальнейший грабительский набег.

Одним из мест расположения упомянутой Онузы считается Темгенёвское городище под Сасовом. Оно значительно меньше старорязанского (которое по древнерусским меркам вообще громадное), и кладов там, вроде, не находили. Только вот на крутом спуске от городища к Цне до сих пор лежит плоский камень, за которым открывается вход в пещеру...

Пещера эта невелика: в 1960-е годы в самом её начале обрушился потолок, и продвинуться вглубь больше невозможно. Впрочем, говорят, что пещеру засыпали районные власти, после того как в ней начали пропадать простодушные кладоискатели. Говорят также, что вела она к кладам, зарытым уходящим с русской земли Батыем впрок...

Но в 1940 году была открыта ещё одна предположительная Онуза! Это городище, расположенное в Тамбовской области, у самых истоков Цны, и названное Никольским – как село, расположенное рядом. На том городище, в частности, раскопали погребение мужчины, обложенного грузилами. «Создавалось впечатление, что его похоронили завёрнутым в рыболовную сеть», – рассказывали археологи. Как тут не вспомнить «Сказку о мудрой деве», явившейся к царю по его повелению «не голой, не одетой» – т.е. именно завернутой в сети? В деве той фольклористы видят олицетворение чародейки...

Кроме того, в Никольской Онузе найдены те же предметы, что и на Старой Рязани: булавки, осколки сосудов с клеймом рязанских Рюриковичей. Это позволяет отодвинуть принятую на сегодня границу Рязанского княжества на сотню километров к юго-востоку! Именно эта Онуза была княжеским форпостом, встретила полчища Батыя и погибла в огне, о чём свидетельствуют многочисленные угли, раскопанные на городище повсюду. Датируют их как раз первой половиной XIII века...


Следы степей


По берегам Цны уже скоро зацветёт ковыль – растение степей. Говорят, что татарские кони на копытах принесли семена этого растения с территории современного Казахстана. Впрочем, биологи в это не верят, указывая на «правило предварения»: ковыль появляется в наших широтах только на южных склонах холмов, предваряя массовую поросль южнее, в настоящих степях Тамбовской и Саратовской областей.

А вот село Кошибеево близ впадения Цны в Мокшу – действительно «след»: по-татарски «кош» – дань, а «бей» – аналогично современному слову «чиновник». Когда-то там был татарский форпост, через который русское золотишко утекало в Орду.

Впрочем, в том же селе мы сталкиваемся ещё с одной тайной. В XIX веке, вспахивая поле, крестьяне нашли там захоронение женщины-воительницы с конём! Её оружие и украшения сейчас можно увидеть в Историческом музее в Москве. Культурную же принадлежность загадочной амазонки ещё предстоит выяснить…


Речная мифология


Цна впадает в Мокшу, которая после этого впадения здорово приобретает в водоизмещении. Река эта – не менее загадочна: то ли оттого, что течёт по местам, до сих пор глухим, отдалённым, за двести с лишком километров от областного центра. То ли потому, что странно выглядят её каменистые берега среди полей, непроезжих в распутицу, среди ив и камышей.

Рек с каменистым дном в полях Рязанщины не так уже и много. И из них Мокша – самая полноводная: 656 километров петляет она в чернозёмных полях! И, как полноводную Волгу в древности называли водой вообще («Волга» – от слова «влага»), так и Мокшу величали попросту «мокрой», «мокшей».

Но в рязанских краеведческо-конспирологических кругах давно уже ходят разговоры, мол, слово «мокша» есть ещё и в санскрите... На языке древней Индии оно означает «освобождение», и это – понятие их восточной непостижимой философии. Нам же важно не постичь его, а припомнить, что совсем рядом на Рязанщине протекает и Шача, впадающая в Цну. А на санскрите Шача (или, по-другому, Шакти) – имя жены бога Шивы. Один же из притоков Шачи – совсем мелкая речушка, именуемая Марой – так ещё звали индуистского демона, который искушал Будду под фикусом…

Словом, нет на Рязанщине района с такой концентрацией восточных корней в названиях! Что это: «консервация» древней культуры или не больше, чем любопытные совпадения? Оставлю этот вопрос без ответа...


Как мокшан Европа манила


Коренных обитателей этих мест – мокшан, одно из «колен» мордовского народа, европейцы впервые увидали в XIII веке, в авангарде… орды монголо-татар, докатившейся до нынешней Польши. Говорят, в этом походе они умудрились завести ещё и тайные переговоры с немцами и богемцами: о том, как бы поаккуратнее свалить от нанявшего их Батыя, и перейти на европейскую сторону. Что ж, Европа всегда чем-то манила восточного человека...

Однако переговоры успехом не увенчались. О них прознал военачальник Батыя, и ночью мокшанских наёмников стали резать. Хотя, большая часть успела, конечно, бежать.

Говорят, что с тех времён мокшане безоговорочно приняли власть рязанских князей, и непременно участвовали в «складчине» на дань в Орду. В Сасове и Кадоме, и окрестных сёлах, до сих пор живут люди с характерно волевыми чертами лица, непроницаемого, как воды Мокши весной.

Использованы фото marina-klimkova.livejournal.com, tambovcentr.ru, his.1sep.ru, 13ky.ru, sarov.info. 
Автор: Дмитрий Бантле
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции