Другой реализм Валентина Чавкина

09.04.2019 09:10:00 Описание

До конца апреля в художественной галерее «На старом перекрёстке» работает выставка заслуженного художника России Валентина Чавкина, открытие которой состоялось ещё на прошлой неделе. В экспозиции зафиксировано несколько десятилетий творческой эволюции мастера: от 60-х до наших дней. И выставка эта для зрителя (как для искушённого, так и для неопытного) – хорошая возможность доказать себе, что реализм в живописи может быть необычайно многогранным.

Говорю так, поскольку и сам к реализму отношусь не без предубеждения. И дело тут, само собой, не в направлении: плохих жанров не бывает в принципе. Субъективная моя претензия, скорее, связана с тем, что сегодня у нас в некотором роде – ренессанс реализма, и на этой волне из дальних запасников извлекается множество произведений тривиальных, скучных, вполне заслуженно забытых ещё лет 40-50 тому назад. Мало того, эту же заурядность несут порой в себе картины современных художников-реалистов, будто бы черпающих вдохновение там, где и черпать-то, собственно, нечего.

В этом мутном потоке легко упустить авторов, коих формально также стоило бы отнести к реалистам... Но в сути своей их творчество несоизмеримо глубже. Авторов, которым есть что сказать, и высказывания их уж точно не заурядны. К этой когорте, безусловно, принадлежит и Валентин Чавкин.

Шапочного знакомства недостаточно

Валентин Дмитриевич приехал в Рязань из Липецкой области в 1960 году. Поступил в Рязанское художественное училище (РХУ), которое пятью годами позже окончил с отличием. В дальнейшем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.

Первая его персональная выставка состоялась ещё в 1981-м. Сегодня же его картины экспонируются в Рязанском государственном областном художественном музее имени Пожалостина, Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина в Константинове, в Желанновском краеведческом музее, представлены в частных коллекциях.


Поверхностного знакомства с его живописью, определённо, недостаточно. Чтобы представить весь спектр его творчества, стоит узнать, что Валентин Чавкин был и остаётся прекрасным портретистом, из плеяды тех, что запечатлевают не внешность человека, но его внутреннюю суть. Что натюрморты его – метафоричны, а пейзажи – отображают не столько окружающий нас мир, сколько собственное, эмоциональное восприятие действительности художником.

Глубоко личное...

Возможность узнать разные грани живописи Валентина Чавкина предоставлена всем, кто до конца апреля заглянет в художественный салон «На старом перекрёстке». Да, вход на выставку – свободный.

Разумеется, мы не могли не спросить Валентина Дмитриевича о тех его работах из числа представленных на выставке, которые в наибольшей степени близки лично ему. Не о субъективно лучших, скорее о самых интимных...


В числе таковых художник назвал триптих «Вечерний звон» (2014 год) и «В таборе» (1965 год). Последняя была написана автором на выпускном курсе РХУ на речке Матыра, в его родном городке Грязи Липецкой области. Ещё до того, как он принял решение ехать в Ленинград и учиться дальше. И запечатлён здесь не столько цыганский табор, остановившийся на берегу реки, сколько само время, что остановилось на мгновение на переломе жизни. В момент, когда предстоит сделать свой главный выбор... 

Автор: Александр Абрамов
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции