Праздник избавления

09.04.2018 17:03:00 Описание

В Великую субботу и уже на следующее утро после того, как символ Пасхи – благодатный огонь, вспыхнул сотнями свечей и лампад в главном кафедральном соборе нашего города, обозреватель «ВР» Михаил Колкер вместе с другими прихожанами отправился в храмы на окраине Рязани...

Признаюсь честно, не очень-то люблю медоточивого пафоса праздничных репортажей. На мой взгляд, радость духовная не терпит звона литавр. И в церкви Благовещения на улице Свободы хотелось верить и надеяться, что за яркими красками обряда мы не позабудем истинного значения слова «Пасха», что в переводе с греческого означает «избавление». Избавление от страха смерти, от гордыни, уныния... Каждый решает для себя.

С крестным ходом не в первый раз прохожу в Пасхальную седмицу вокруг рязанских церквей. И вот что примечательно – год от года праздник становится роднее, ближе… Возвращается после десятилетий намеренного забвения. Возрождается как осмысленная традиция.

– Есть в истории мира одна победа, которая актуальна на все времена, – сказал в своём пасхальном обращении митрополит Рязанский и Михайловский Марк. – Есть одна победа, значение которой никто не в состоянии переписать. Это победа Христа над смертью и тлением. И мы сегодня являемся участниками этой победы...

А ещё Пасха – это праздник любви и надежды! Ведь только наша любовь может победить смерть. И только она даёт надежду на то, что человек всё же поймёт значение искупительной жертвы Спасителя.

– Этот праздник – для меня огромная радость! – поделилась своими ощущениями прихожанка храма Казанской Божьей Матери рязанская учительница Елена Майская. – Я не так давно хожу в церковь, многое для меня ещё остаётся непонятным. Но, когда вместе со всеми иду пасхальным крестным ходом, чувствую себя частью общего духовного начала. Частью добра, способного победить злобу и алчность. Сегодня, когда в мире столько противоречий, очень важно верить в доброе, разумное начало в человеке...

Этот разговор произошёл сразу после праздничной воскресной службы. А до этого мне довелось побывать в ещё нескольких рязанских церквях.

Праздник начинался в Великую субботу на небольшом подворье церкви Благовещенья. С утра здесь были выставлены столы и десятки прихожан ожидали освящения пасхальной трапезы – куличей, крашеных яиц и прочей праздничной снеди. В этом году так совпало, что престольный праздник этого небольшого рязанского храма – День Благой вести, пришёлся на Страстную неделю. И не сочтите за желание приукрасить событие: солнечный луч, будто бы специально направленный всевышним режиссёром, не сходил с надвратной иконы Благовещения.

Готовимся всем миром...

– Сегодня батюшка говорил, что до самого вечера освящать куличи будет. Иначе не управится, больно много народу в этом году приходит!

Пожилые прихожанки с удовольствием обсуждают все детали церемонии. Видно, что сидят они на подворье давно и уходить пока не собираются.

Думаю, никого не обижу, если скажу, что есть в этой традиции что-то патриархальное, почти деревенское... Когда всем миром готовились к празднику, а потом выкладывали, что Бог послал, на виду у родных и близких, как бы хвастая своим усердием и рачительностью. Вот яйца, раскрашенные во все цвета радуги. Вот куличи, покрытые разноцветной глазурью, и творожная пасха с обязательным вензелем «ХВ». И горят, не гаснут на ветру пасхальные свечки. Приближается Светлый праздник, совсем немного осталось.

Подходит батюшка… «Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И тысячи солнечных лучей, отражённых в брызгах святой воды, разлетаются по подворью маленькой церкви Благовещенья на улице Свободы.

Особая атмосфера

В пасхальную ночь крестный ход вокруг церкви Входа Господня в Иерусалим под громогласный благовест со всех окрестных церквей, как и полагается, с торжественным пением обошёл церковь и остановился у входа. Трижды отец Владислав вместе с братией пропел пасхальную молитву. Распахнулись двери, и началась праздничная служба...

Эта церковь – ещё меньше, чем та, в которой я побывал накануне. И приход здесь маленький. Однако на великие праздники собирается до двухсот человек. Видимо, привлекает особая домашняя атмосфера. А ещё славится церковь своим хором. Всего три человека в нём, но поют они так проникновенно, что люди приходят их слушать снова и снова.

Другая эпоха

На праздничной воскресной службе в храме Казанской Божьей Матери на эту Пасху было настоящее царство детей. Они, в ожидании причастия, сновали туда-сюда, бегали, спорили и играли, где хотели, не слишком обращая внимание на шиканье родителей и торжественность момента. Благо храм большой, есть где разбежаться… Но были и среди них примерные. Две девочки в белых платочках старательно рисовали что-то.


– Девчонки, что рисуете?

– Куличи и храм Господень…

– Получается?

– Ага!

Смотрю на рисунки. Много красок и радости. Чему они радуются? Празднику? Наверное. Для них он, в отличие от нас, самый настоящий. Они родились в эпоху, когда Пасха уже вернулась. И можно, ни от кого не таясь, рисовать куличи и храм Господень.

С крестным ходом я не впервые прохожу в Пасхальную седмицу вокруг рязанских церквей. И год от года праздник становится роднее и ближе...

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции