Коварная заграница

27.03.2015 Описание

Чем для гражданина Страны Советов было путешествие за границу? Безусловно, огромным событием! Равным по значению свадьбе или рождению ребенка. Если я и преувеличиваю, то совсем немного…

Об отдыхе в Болгарии по комсомольской путевке вспоминали всю оставшуюся жизнь. Что уж говорить о тех счастливчиках, которым удалось побывать в капстранах… Даже выехать в командировку из Рязани в Монголию или во Вьетнам считалось грандиозной удачей.

В начале восьмидесятых Рязанский театр кукол отправился на гастроли в три дружественные страны Юго-Восточной Азии – Лаос, Камбоджу и Вьетнам. Как же им завидовали… И никакие рассказы про жуткую нищету и примитивный быт не могли испортить восторженного ощущения от пребывания в зарубежье.

Рязанская банановка

Стоит добавить, что тогда в том же Вьетнаме почти постоянно работали рязанские специалисты со станкозавода, «Красного знамени» и других крупных предприятий. Наши кукольники по возвращении рассказывали немало интересного о том, как земляки приспосабливались к тамошним условиям.

– Спиртное у местных жителей было ужасное, – делился своими впечатлениями Андрей Абрамов (сегодня один из ведущих актеров театра, заслуженный артист РФ). – Все из риса делалось… Ароматы такие, что хоть святых выноси. А между тем бананы растут прямо на улицах. Ешь – не хочу! Один наш рязанский умелец смекнул: ведь бананы – та же картошка, только сладкая! А значит, и спирт из них должен получаться качественный. Соорудил из подручных средств самогонный аппарат, ну и стал его напряженно эксплуатировать. Продукция получалась и вправду отменная.

Рязанская банановка пользовалась большой популярностью как среди советских товарищей, так и среди их вьетнамских коллег. А через какое-то время даже от дипкорпуса стали поступать постоянные заказы. Производство пришлось расширить. Вот только идиллия продолжалась недолго. Кто-то из местных настучал в тамошнее ОБХСС, и нашего Кулибина быстренько отправили восвояси на берега родной Оки. Но вьетнамцы уже по достоинству оценили рязанское ноу-хау и внедрили рецептик в промышленных масштабах...

От КПСС до КГБ

Процедура выезда в загранку в советское время была настолько сложна и временами абсурдна, что нынешнее поколение вряд ли сможет поверить, через какие препоны необходимо было пройти их родителям, чтобы пересечь границу СССР.

Во-первых, нужно было основание для поездки за рубеж. Таковым являлось:

– ходатайство предприятия или организации о разрешении направить вас в загранкомандировку;

– ходатайство организации о разрешении продать вам путевку в заграничную туристическую поездку. Причем сам гражданин не мог выбирать, куда он хочет поехать: в профком приходила разнарядка – обычно одна-две путевки на весь коллектив;

– частное приглашение, причём не от кого попало, а только от иностранцев, вступивших в брак с советскими гражданами, и от близких родственников, проживающих за границей.

Разрешение на выезд давали следующие органы:

– на служебные командировки, гастроли, фестивали и т. д. – комиссия по выездам за границу при ЦК КПСС ( не больше и не меньше!);

– на туристические поездки – комиссия по выездам за границу в горкоме или обкоме;

– по частному приглашению – отдел виз и регистраций (ОВИР).

Уже на стадии получения разрешения на выезд отсеивалась примерно половина претендентов. Причин для отказа могло быть множество – от работы на номерном предприятии до влиятельных конкурентов в борьбе за желанную турпутевку.

– Мы в обязательном порядке должны были составлять характеристики на всех, кто хотел поехать по путевке за границу, – вспоминает Нина Маслова, в середине 70-х председатель профкома Рязанского электролампового завода. – Эта характеристика подписывалась руководителем предприятия, секретарем парторганизации, председателем профсоюзной организации и заверялась печатью. Далее характеристика и претендент «поступали на рассмотрение и согласование» в районный или городской комитет КПСС. И, наконец, кандидатуру утверждала высшая инстанция – комиссия при обкоме КПСС в составе секретаря обкома, завотделом административных и торгово-финансовых органов, начальника управления КГБ и председателя областного совета профсоюзов!

Однополое купе

Приведем две короткие цитаты из «Правил поведения советских граждан, выезжающих в капиталистические и развивающиеся страны».

Вот первая: «Находясь за границей, граждане СССР должны постоянно помнить о том, что разведывательные органы капиталистических стран и их агентура стремятся получить от советских граждан интересующие их сведения, вплоть до склонения к измене Родине. Агенты капиталистических разведок действуют часто под видом гидов и переводчиков, врачей и преподавателей, портных, продавцов, шоферов такси, официантов, парикмахеров и другого обслуживающего персонала».

И следующая цитата: «Разведывательные органы капиталистических стран стремятся использовать в своих целях такие слабости отдельных лиц, как склонность к спиртным напиткам, к легким связям с женщинами, азартным играм.

В пути следования к месту назначения с незнакомыми спутниками следует держаться вежливо и корректно, проявляя по отношению к ним необходимую бдительность. В случае, если в спальном купе (каюте) окажется одно постороннее лицо другого пола, нужно требовать своего перевода в другое купе».

Ну как тут не вспомнить Владимира Высоцкого и его знаменитую песню:

Но буржуазная зараза
Там всюду ходит по пятам,
Опасайся пуще глаза
Ты внебрачных связей там.
Там шпиёнки с крепким телом:
Ты их в дверь – они в окно!
Говори, что с этим делом
Мы покончили давно.
Могут действовать они
не прямиком:
Шасть в купе – и притвориться
мужиком,
А сама наложит тола
под корсет...
Ты проверяй, какого пола
твой сосед!

Мохеровый самовяз

Стоила заграничная путевка недешево. Доступной считалась поездка в Болгарию. Путевка на двоих на две недели – 720 рублей. В ГДР – около тысячи. В Польшу и Чехословакию – еще дороже. Самые дорогие путевки были в Югославию, ну и в капстраны, конечно. Однако все понимали: заграница обязательно окупится. Что и как покупали за рубежом, тема для отдельного разговора. Естественно, мизерных суточных, которые выдавали при выезде, едва-едва хватало на самые необходимые нужды. Для поездок в соцстраны разрешалось обменять 30 рублей и, кроме того, взять с собой еще 30. Из второй тридцатки 10 рэ разрешали обменять за пределами СССР, а оставшиеся 20 необходимо было предъявить таможенникам при возвращении. Для того чтобы у туристов не возникало соблазнов обменять советские деньги на валюту, банки соцстран были обязаны брать у туристов только 10-рублевые купюры. Естественно, при таком валютном пайке советским гражданам приходилось проявлять чудеса смекалки. Из дома везли всё, что, по рассказам, ценилось на Западе и что можно было перепродать за местные деньги: оптику, икру, водку…

Был и еще вариант – натуральный обмен. Например, хорошая дубленка в Финляндии стоила две банки черной икры плюс две бутылки столичной водки. Женские сапоги равнялись ЛОМОвскому биноклю. В каждой стране был разработан свой прейскурант в зависимости от цен и потребностей. Например, в Болгарии и Румынии высоко ценились наши утюги и в обмен на них приобретался дефицитный у нас мохер и кримплен. Интересно, что мохер в мотках через границу провозить было запрещено, поэтому дамы брали с собой толстые спицы и успевали за время турпоездки перевести востребованную в Союзе шерсть в шарфы и носки... А дома вещи распускали, сматывали с клубки и продавали для того, чтобы окупить поездку.

В этой публикации мы только слегка приоткрыли краешек железного занавеса. И к разговору о «наших за границей» мы еще обязательно вернемся...

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции