Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Долги наши… интернациональные

22 Марта 2016

Ах, как же мы в нашей советской юности любили Дина Рида! Настоящий американец, голливудский красавец-ковбой, звезда эстрады… И ведь наплевал на их поганые барыши и выбрал социализм!

И не просто уехал к нам, а чуть ли не тайно выбрался из-за океана, потому что там его должны были бросить в застенки ЦРУ как борца против войны во Вьетнаме и политики апартеида. Правда, почему-то для проживания борец за мир и братство народов выбрал на СССР, а ГДР... Но над такими деталями мы не задумывались. Главное – наш теперь Дин Рид! И никакому ЦРУ до него не добраться.

– Честно говоря, я был очень удивлён, когда в «Орлёнке» (международном лагере для старшеклассников, аналоге знаменитого «Артека» – Авт.) впервые встретился со своими американскими сверстниками и узнал, что они о Дине Риде слыхом не слыхивали, – улыбается рязанский художник Николай Решетников. – Уже взрослым понял, насколько мы были наивными. Наш кумир действительно был совершенно не известен за пределами социалистического лагеря. А в США его хотели арестовать не за борьбу против войны во Вьетнаме, а как наркодилера...

Как коллега коллеге...

В середине 70-х кумир советской молодёжи опубликовал открытое письмо Александру Солженицыну. Не могу удержаться и не процитировать:

«Дорогой коллега по искусству, Солженицын!

Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всём мире. По моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные. Вы заклеймили Советский Союз как «глубоко больное общество, поражённое ненавистью и несправедливостью». Вы говорите, что советское правительство «не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью, и ещё раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью». Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о своей!»

Думаю, комментарии в данном случае не нужны. Неудивительно, что «коллега по искусству» и по совместительству Нобелевский лауреат Александр Солженицын, лишь вернувшись в Россию, с удивлением узнал, что такое письмо вообще существовало.

Наша «чёрная пантера»

Но мы-то, мы-то совершенно искренне верили во все эти бредни советской пропаганды! И на Кубу убегали, чтобы вместе с Фиделем Кастро сражаться с американской военщиной, и в мальчишеских снах помогали сбежать из тюрьмы Анжеле Дэвис...

Думаю, сегодня далеко не все молодые читатели вспомнят, кто это… Для них – краткая справка. Анжела Ивонна Дэвис родилась 26 января 1944 года в городе Бирмингем, штат Алабама, США, в семье автозаправщика и школьной учительницы. Высшее образование получила во Франции, там же увлеклась идеями Троцкого. Вернувшись в США, вступила в коммунистическую партию. Естественно, троцкистскую… Занимаясь правозащитной деятельностью, в тюрьме встретила Джорджа Джексона, активиста организации «Чёрные пантеры». Влюбилась, конечно… После отсидки любимого принимала участие в организации освобождения из зала суда троих чернокожих заключённых (включая своего брата), обвинённых в попытке нападения на полицейского. Освобождение сопровождалось захватом заложников. При проведении полицейской операции Джордж Джексон был убит. Анжелу арестовали по обвинению в пособничестве террористам.

Видите, какая романтика… Лозунг «Свободу Анжеле Дэвис!» стал девизом для всех, кто считал себя интернационалистом. А так как в Советском Союзе интернационалистами следовало быть всем поголовно, митинги в защиту чернокожей правозащитницы регулярно проводились «от Москвы до самых до окраин».

А как мы радовались, когда Анжелу, после 18 месяцев отсидки, всё же выпустили за недостаточностью улик... Ну откуда советским пацанам и девчонкам было знать, что «Чёрные пантеры» считались в США одной из самых опасных леворадикальных группировок? На её счету были десятки терактов по всему миру. Захват заложников, политические убийства и прочая, прочая… Видимо, для нашей пропаганды подобная «рабочая биография» кумира молодёжи оказалась чересчур революционной... И об Анжеле Дэвис потихонечку забыли. Ей на смену пришли новые интернациональные герои.

Опасные параллели

Пабло Неруда, Виктор Хара, Луис Корвалан… Поэт, певец и коммунист. Все трое – жертвы кровавого режима Пиночета в Чили. Опять же, для молодёжи объясняю: генерал Пиночет сверг дружественного СССР чилийского президента-социалиста Сальвадора Альендо. Само собой, с помощью ЦРУ… Про то, что при Альендо страна находилась на грани экономической катастрофы, а при пиночетовской хунте за несколько лет стала одной из самых процветающих в Латинской Америке, у нас, конечно, умалчивали. Но это так, для сведения…

Пабло Неруда – давний друг и сторонник Советского Союза. Лауреат Сталинской премии, и Нобелевской тоже. Действительно, очень талантливый поэт, хотя и член ЦК компартии Чили. Так иногда бывает… Много лет прожил в эмиграции в Париже. При Альендо вернулся на родину. После военного переворота умер в больнице от сердечного приступа. В СССР по его пьесе «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» была поставлена первая советская рок-опера в театре Ленинского Комсомола.

И, наконец, Виктор Хара. Его называли чилийским Высоцким. После прихода к власти Пиночета Хару арестовали и в числе тысяч жителей Сантьяго поместили в лагерь на стадионе «Чили». После четырёх дней зверских пыток убили выстрелом в голову. По одной из версий, позже не подтвердившейся, перед смертью певцу отрубили кисти рук. В СССР песня ансамбля «Песняры» «Больно гитаре» стала гимном нашей поддержки чилийцам.

Проповедь отца Александра

– Первоначально советская пропагандистская машина вовсю принялась раскручивать шумиху вокруг жертв чилийской хунты, – рассказывает преподаватель РГУ им. Сергея Есенина Александр Матюшин. – При этом имена Пабло Неруды и Виктора Хара упоминали без особого энтузиазма. На мой взгляд, для того были весомые причины. Уж больно много ненужных ассоциаций вызывал режим, уничтожающий поэтов и певцов... Чего доброго, у советских людей могли возникнуть совершенно не нужные параллели. И они и вправду возникали. Более того, я уверен, что Марк Захаров при постановке «Звезды и смерти…» намеренно их закладывал в свой режиссёрский замысел. А вот фигура Луиса Корвалана ни у кого сомнений не вызывала. Генеральный секретарь компартии, пламенный борец с американским империализмом. Вот такого и защитить не грех…

И ведь защитили! В 1976 году во многом благодаря стараниям академика Андрея Сахарова Корвалана обменяли на известного советского политзаключённого, диссидента-сиониста Владимира Буковского. Обмен состоялся, после чего Корвалан получил в СССР политическое убежище, Буковского восторженно встречали в Израиле, а Сахаров через два месяца отправился в ссылку в Горький. Интересно, что через несколько лет товарищ Лучо (партийная кличка Корвалана) смог совершенно беспрепятственно вернутся в Чили и продолжить борьбу с хунтой. А после ухода Пиночета в добровольную отставку даже баллотировался на пост президента. К слову сказать, выборы пламенный коммунист с треском провалил.

Возможно, сегодня и не стоило бы вспоминать о столь разных героях нашей советской молодости. Хотя, с другой стороны, и сегодня мы часто становимся жертвами пропагандистских уловок. Возможно, прав был отец Александр Мень, когда в одной из своих проповедей сказал: «Только любовь всегда и во всём оправдывает человека. Этот божественный дар – основа основ нашей жизни. Любовь и милосердие не нуждаются в оружии и громких словах. А всё, что построено на ненависти, рано или поздно приходит к краху...».

АНЕКДОТ В ТЕМУ: На советском предприятии проходит митинг в поддержку чилийского народа. На трибуне – знатная многостаночница и орденоносец.
– Я предупреждаю «ястребов» из Пентагона: вся мировая общественность заклеймит их позором, если они, в конце концов, не отпустят Луиса с карнавала!