Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

«Не забывается такое никогда!»

15 Марта 2016

«…В школьное окно смотрят облака, бесконечным кажется урок…» – песня ВИА «Голубые гитары» была суперпопулярна среди рязанских старшеклассников середины 70-х годов прошлого века. И сколько бы потом мы ни хихикали над пошловатой лирикой этих строк, правы оказались гитаристы»: школьную любовь забыть невозможно.

Непростые взаимоотношения с противоположным полом начинались ещё в детском саду. Оставим поклонникам доктора Фрейда анализ игр «в доктора» и других младенческих шалостей. Лучше вспомним, как, высунув от старания язык, мы приклеивали вырезанную из картона цифру «8» на коробочку, в которую прятали праздничный подарок для девочки. Для кого персонально предназначались эти подарки, решала воспитательница. За неделю до 8 Марта сообщалось: «Миша, ты будешь поздравлять Зою». Ну а дальше начиналась мука с выбором подарка, изготовлением той самой коробочки и прочая, прочая… Аналогичный церемониал был обязателен и для девочек, они преподносили нам свои дары ко Дню Советской Армии.

Ритуал взаимных поздравлений и одариваний плавно переходил в школьные классы, студенческие аудитории, рабочие коллективы и, благополучно пережив различные социальные пертурбации, почти в том же самом виде существует и сегодня. Именно так, с детского сада и до гробовой доски, два раза в год в обязательном порядке вспоминаем, что мы – женщины и мужчины. Объяснить иностранцу, что же мы так весело празднуем в феврале и марте, вряд ли возможно. Да и не нужно… У них там свои Валентины и Патрики существуют. Нам, кстати, тоже малопонятные, хоть и стараемся вовсю подражать заграничным примерам.

Только фартук и бантики…

– Знаешь, что меня больше всего поразило 1 сентября 1966 года? – спрашивает мой одноклассник, а ныне главный инженер одного из рязанских предприятий Сергей Линьков. – С тем, что я теперь существую в статусе первоклассника, я уже заранее смирился. Духовой оркестр, торжественная линейка и прочая лабуда тоже особо не впечатлили. А вот то, что рядом с тобой за партой, буквально в нескольких сантиметрах, сидит существо с другой планеты, в накрахмаленном белом фартуке и с совершенно фантастическими бантиками, – потрясло по-настоящему... Было такое ощущение, что меня поджаривают на медленном огне. Ни лица её не запомнил, ни как зовут… Только фартук и бантики. А ещё – удивительный запах. Это уже потом она стала просто Нинкой, которую можно было дёргать за косички и дразнить на переменках. Но первые несколько дней – бантики и запах…

Похожие ощущения были когда-то и у автора этих строк. Интересно, что совсем недавно я разговаривал с той самой девочкой, интересовался её воспоминаниями от первого урока. «Воспоминания? Посадили рядом с каким-то дураком… – совсем по-девчачьи фыркнула в трубку известный рязанский врач-педиатр Нина Золотова. – Все уроки просидел красный как рак и пыхтел как паровоз…» Что тут скажешь? Похоже, они и вправду существа с другой планеты, и ничего тут не поделаешь…

Школьные интриги

Настоящие влюблённости начинались примерно с шестого класса. Весенними вечерами высаживались на лавочки около подъездов. На одной лавочке – девчонки, а на параллельной – пацаны. О чём говорили – не помню. Но на самом деле в этом щебетании было гораздо больше смысла, чем могло бы показаться на первый взгляд. Просто этот самый смысл был в интонациях, жестах, взглядах. Потому что среди всех прочих уже была одна-единственная… И каждый поворот головы значил для тебя что-то особенное. Самые отважные мои ровесники уже приглашали девочек в кино. Там в темноте зрительного зала можно было прикоснуться к руке, именно слегка прикоснуться, ощутить ответное прикосновение и замереть в блаженном ступоре до конца сеанса.

– Для меня первые сердечные переживания начались в восьмом классе, когда нас стали пускать на школьные вечера, – улыбается собственным воспоминаниям Нина Золотова. – Я была влюблена в мальчика из девятого класса. А он меня едва ли замечал. И вот перед каждым школьным вечером мы с подружками долго обсуждали, как привлечь его внимание. Он, наверное, и не догадывался, какие интриги вокруг него плетутся…

Мне кажется, наши школьные влюблённости были совсем другими, нежели сегодня. Средств коммуникации практически не было. Только подойти, заговорить, пригласить на свидание. Согласитесь, решиться на такой поступок гораздо сложнее, чем написать эсэмэску или потрепаться в социальной сети. Даже позвонить домой – проблема… А вдруг подойдёт не она, а родители? Сегодня все эти переживания кажутся смешными, а тогда сердце выскакивало из груди, и мы учились совершать первые поступки, переживать неудачи, радоваться успехам...

Дворовое воспитание

– Романтика сегодня не в моде, – вздыхает учитель математики одной из рязанских школ Вячеслав Лобанов. – Нет, мои ученики тоже влюбляются, бегают на свидания, целуются… Но у нас примерами для подражания были Ромео и Джульетта, а у них – герои голливудских фильмов. Согласитесь, существенная разница…

С учителем математики можно было бы и поспорить. На мой взгляд, он прав лишь отчасти. Школьная романтика существует и сегодня, просто она другая… В ней меньше ханжества и лицемерия. А все эти подражания примерам из фильмов – игра, защита, желание показаться более взрослыми. В моём родном Приокском посёлке мы тоже далеко не всегда изъяснялись возвышенным стилем, особенно в кругу друзей. И первые уроки полового воспитания проходили во дворах и подъездах: старшие товарищи делились опытом, а мы, открыв рты, слушали все эти любовные романы местного производства. Кроме Ромео и Джульетты у школьников моего поколения существовала ещё поэзия Эдуарда Асадова. «Девочка с распущенной косою мои губы трогала губами…» По-моему, уж лучше голливудские фильмы, чем эта приторная пошлятина.

На самом деле тема нашей сегодняшней «Ностальгии» неисчерпаема. Школьная любовь, как и школьная дружба, – тема, к которой можно возвращаться снова и снова. Время здесь не властно… И для того чтобы вернутся в собственную юность, достаточно услышать хорошо знакомую мелодию: «В школьное окно смотрят облака, бесконечным кажется урок…»

ЦИТАТА: «Весна по имени Светлана» – из репертуара ВИА «Самоцветы»
Приходит первая любовь,
Когда тебе всего пятнадцать.
Приходит первая любовь,
Когда ещё нельзя влюбляться,
Нельзя по мненью строгих мам,
Но ты спроси у педсовета:
Во сколько лет свела с ума,
Во сколько лет свела с ума
Ромео юная Джульетта.