Знамя поколения

13.03.2018 09:21:00 Описание

Март для почитателей русского рока – особенное время. 7 марта 1981 года был создан Ленинградский рок-клуб. 15 марта 1986-го появился Свердловский рок-клуб. И у рязанских рокеров есть весной памятная дата...

В апреле 2018-го исполнится 20 лет со дня открытия рок-клуба «Планетарий», ставшего на многие годы местом сбора для местных рок-групп, а ныне не существующего. Так же, как рок-клубы Ленинграда и Свердловска...

Возвращаясь в 80-е, стоит сказать, что время это было для музыкантов странное. Концерты на квартирах и полуподвальные – в сельских ДК. Отсутствие аппаратуры, компенсировало которое сумасшедшая энергия.


Но эпоха уже явно переломилась… Поколение дворников и сторожей, о котором пел Борис Гребенщиков, готовилось вырваться из подвалов и котельных на стадионы. Пройдёт совсем немного времени, и в фильме Сергея Соловьёва «АССА» ослепительно молодой Виктор Цой споёт: «Перемен, мы ждём перемен!» И русский рок перестанет быть исключительно музыкой протеста, а станет своеобразным знаменем поколения...

Андеграунд 80-х

– Для меня фильм «АССА» стал настоящим откровением, – вспоминает одна из участниц первых рязанских рок-групп Ольга Пилюгина. – Что-то до этого мы слушали в записях, пытались копировать Курёхина и «Алису»... Но это было совсем другое! В общем, вечером посмотрели фильм, а утром я сказала своему другу: «Вставай, мы едем в Питер». А он мне: «Это же совершенно очевидно…» В общем, на следующее утро мы уже колотились в подвал дома на Рубинштейна. И, что удивительно, в семь утра двум замёрзшим рокерам из Рязани открыли без вопросов.

Думаю, понятно, что анализировать историю русского рока не входит в нашу сегодняшнюю задачу. Как и всегда, нам интересна атмосфера времени и того уникального явления, которое сегодня называют «русский рок».

Примерно в это же время, в середине 80-х, мой тогдашний коллега и товарищ Валерий Майоров познакомил меня с компанией московских художников. И мы буквально каждую неделю отправлялись на выходные в столицу. Участвовали в создании театра рок-поэзии под вычурным названием «Магический театр имени Германа Гессе и Даниила Хармса». Ставили новеллы обэриутов. Тогда как раз стали всё разрешать, открывать, но как-то неуверенно... То разрешают, а то на концерт приходит милиция. Это было время, когда рок-музыканты, художники, авангардные модельеры, поэты – весь андеграунд был одной тусовкой, единым целым. Все друг друга знали, ходили на выступления друг к другу, жизнь была насыщенной до предела…

МЕЖДУ ТЕМ: Считается, что авторами проектов Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории были, соответственно, Ленинградское КГБ и ЦК ВЛКСМ. Таким образом советская власть пыталась взять под контроль и направить в верное идеологическое русло неформальное молодёжное движение.
Уставшие сидеть по подвалам музыканты согласились пойти на этот компромисс: мол, мы вас, якобы, слушаемся, а вы нам даёте право выступать. Однако эта идиллия продолжалась всего около года. Уже в 1986 году официальные концерты в Москве были полностью запрещены. А в Ленинграде разрешалось по четыре выступления в год со строго утверждённым репертуаром и жёстким контролем со стороны правоохранительных органов.

Не время для косухи?

– За две недели мы перезнакомились практически со всей питерской рок-тусовкой, – продолжает вспоминать свою боевую молодость Ольга Пилюгина. – Познакомились с БГ и с Настей. Разговаривали до утра с Бутусовым. Пили портвейн с Шевчуком. В общем, жили бурной творческой жизнью. Но в один прекрасный момент почувствовали: начались повторы. Надо возвращаться и работать самим. Утром собрали вещички и уехали в Рязань...

К своему стыду добавлю, что с Ольгой я познакомился в уже куда более поздние времена. Всё, что происходило в рязанском роке середины 80-х, прошло мимо меня. А в эпоху «Планетария» я уже покинул Рязанщину, и вернулся только за пару-тройку лет перед закрытием когда-то культового в Рязани места. Правда, два знаковых персонажа рязанской рок-тусовки – легендарный арт-директор «Планетария» Кришна (в миру – Андрей Валерьевич Шкуратов) и не менее легендарный родоначальник одного из самых долговечных и наиболее удачных рязанских рок-проектов «Дом Художника» Игорь Павлов (более известный в тусовке как Хант) – мои давние знакомые.

Время рок-н-ролла у нас в стране ушло, и, думаю, надолго. Нет, конечно, где-нибудь в рязанском подвале и сегодня сидит паренёк в косухе и терзает раздолбанную бас-гитару, как это делали многие в середине 80-х. Но время не то… Для появления нового Цоя, нового Башлачёва, пожалуй, должно вырасти другое поколение. А пока даже Юрий Шевчук перестал носить свою косуху…

КСТАТИ: На главном фото к этой статье на сцене Ленинградского рок-клуба выступают Сергей Курёхин, Джоанна Стингрей, Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Виктор Цой и Олег Гаркуша.

Фото surfingbird.ru 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции