Хлеб, любовь и куклы

04.03.2018 19:30:00 Описание
В первый день весны Рязанский театр кукол отметил своё пятидесятилетие. После торжества мы встретились с художественным руководителем театра и его директором, сочтя, что без их комментариев наш рассказ о юбилее был бы неполон…

Не люблю «датские» спектакли. Чтобы было понятно – собственно к Дании это сугубо театральное понятие не имеет никакого отношения. Так за кулисами называют мероприятия, подготовленные к определённой дате. Государственные праздники и круглые даты требуют соответствующего культурного сопровождения.

Обычно к подготовке юбилейных дат подходят не то чтобы формально, но без особого творческого трепета. Для искреннего веселья необходим, как минимум, полёт фантазии. А какой тут полёт, когда ожидается высокое начальство, и каждую шутку необходимо трижды проверять на соответствие торжественности момента?

Но бывают и исключения… На юбилейном представлении «50 в нашу пользу!» недостатка в полёте фантазии и в шутках совершенно точно не ощущалось.

Сюрпризы для начальства

- Всегда выхожу на эту сцену с некоторой опаской, - признался в своём выступлении руководитель областного министерства культуры и туризма Виталий Попов.  – Здесь всегда происходит что-то неожиданное. В общем, не дадут спокойно выступить начальству…

Что, правда, то, правда – особым пиететом к официальным лицам рязанские кукольники никогда не отличались. Вот и на этот раз на сцене их ждала лаборатория, где азартный «профессор» и его немного сумасшедший ассистент проводили испытание телепортатора. Данный научно-кукольный прибор переносил всех присутствующих в различные страны и измерения… Так что поздравлять и вручать подарки приглашённым гостям, невзирая на статусные должности и общественную значимость, приходилось в весьма экстремальных условиях, что начисто снимало присущий подобным мероприятиям официоз и скуку.

Отдельно о публике. Обозвать её бомондом или новомодным «культурным истеблишментом» язык не поворачивается. Хотя в этот день в зале, кроме высокого начальства присутствовали и очень известные в Рязани люди. Артисты, художники, музыканты, педагоги, врачи… Те, кого сегодня принято называть «знаковыми фигурами». Но не думаю, что хоть кто-нибудь из них вспоминал о собственной значимости. Добрые знакомые, объединённые любовью к этому замечательному коллективу, и влюблённые в удивительное искусство театра кукол. Согласитесь, такая публика собирается далеко не на каждом юбилее…

Дифирамбам вопреки

Пересказывать театральный капустник - дело неблагодарное. Тут важна атмосфера, возникающая только в конкретный момент времени. Здесь, сегодня, сейчас. Так что я и пытаться не буду. Как и перечислять всех поздравлявших, недостатка в них не было. Остановлюсь только на одном моменте, который для меня стал определяющим.

Практически в финале представления артисты театра драмы подарили коллегам печь для выпекания хлеба… Не думаю, что авторы поздравления изначально закладывали в это глубокий философский смысл. Но в театре такое бывает – казалось бы, незначительная деталь становится символом, знаком, по-особому раскрывающим смысл происходящего на сценических подмостках. Выпечка хлеба - не просто кулинарный процесс. Это всегда чудо…

- Мы занимаемся древнейшим искусством, - считает художественный руководитель рязанского театра кукол Валерий Шадский. – Сопричастность к ритуалу, к магии делает всех, кто присутствует в зрительном зале немного волшебниками. Пробуждает наше подсознание, генную память, возвращает к тем временам, когда много веков назад человек из глины вылепил своё подобие, и, может быть, впервые почувствовал себя творцом.

Валерий Николаевич, безусловно, кукольник от Бога. И дело тут даже не в том, что он прекрасно чувствует природу этого вида искусства, и не в его бесспорных профессиональных качествах. Наивность ребёнка и клоуна, позволяющая оставаться художником, и не терять чувства юмора даже под бесконечным потоком юбилейных дифирамбов – вот что, наверное, самое удивительное. Почти сорок лет руководить творческим коллективом, быть удостоенным всех возможных театральных наград, званий и премий и при этом не превратиться в бронзовый памятник самому себе, это, поверьте, дорогого стоит.

Тяжёлый груз сравнения

Да, уже чего-чего, а дифирамбов в юбилейный вечер было предостаточно. Но чувства отторжения они не вызывали. Возможно, потому что сам театр кукол по природе своей не совместим с пафосом юбилейных фанфар. Возможно, маски Петрушки, Панча, Пульчинеллы и других развесёлых персонажей народного балагана оберегают этот дом от излишнего пафоса.

- Для нас особенно важно сохранять атмосферу театра-семьи, театра-дома, - признаётся его директор Константин Кириллов. – Театр - довольно сложный организм, в нём случается всякое. Но главное, чтобы за ежедневной текучкой не терялось то, ради чего ты занимаешься этим непростым делом. Для меня, как для директора, это означает обязанность хранить традиции, заложенные моим предшественником, сегодня уже легендарным человеком, Аскаром Майоровичем Тагером…

От себя добавлю – театр, действительно, очень непростой организм. И добиваться в нём признания иногда неимоверно сложно. Особенно, когда над тобой постоянно висит «груз соответствия».

Константин Кириллов хлебнул из этой чаши сполна. Сын известного рязанского режиссёра, сам профессиональный актёр, он, конечно же, понимал - сравнения с Тагером ему не избежать. И Кириллов выбрал, возможно, единственно верную тактику: сохранять и приумножать. Не заботиться о том, лучше ты или хуже, а стать столь же незаменимым для театра (да и для всего рязанского культурного пространства) каким был Аскар Майорович. Думаю, у него это получилось.

Во всяком случае, на юбилейном капустнике фамилии художественного руководителя и директора упоминались в обязательной связке. Как это было всегда в этом театре...

Юбилейное представление завершали документальные кадры. На них вновь и вновь возникали знакомые лица. Первый главный режиссёр Мария Хомкалова, актёры Владимир Чирухин, Вадим Крылов, Олег Терентьев, Ольга Шилова, Зоя Бгашева, Елена Бычкова, Андрей Абрамов, Ольга Ковалёва, Валия Абрамова… Молодые, красивые, счастливые. Сцены из спектаклей, которые сегодня стали частью нашей общей молодости: «Дракон», «Пир во время чумы», «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» «Гамлет», «Маленький принц»... Спасибо театру за то, что полвека он помогал нам жить. С юбилеем!

КСТАТИ: Почти забытый сегодня факт: в 1986 году в Рязанском театре кукол в спектакле «Маленький принц» (режиссёр Валерий Шадский, художник Анатолий Лосев) впервые в Рязани были применена техника лазерной голограммы. Оборудование для спецэффектов было специально разработано на Рязанском приборном заводе.
Фото предоставлены Рязанским государственным областным театром кукол.
Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции