Перспективы для малой розницы

27.02.2019 14:25:00 Описание
Ещё некоторое время назад замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов выступил с заявлением, сообщив, что в России не хватает «качественных торговых площадей», и, в связи с этим нам необходимо развивать малые форматы торговли. Соответствующий проект в настоящее время рассматривается в Госдуме. Мы же решили выяснить, как обстоит ситуация с малоформатной торговлей на территории Рязани.

К слову, в минпромторге России сказали также и следующее (цитируем): «Потенциал для развития российской торговли далеко не исчерпан. По обеспечению торговыми площадями на тысячу человек у нас примерно 800 квадратных метров. Мы уступаем ряду европейских стран практически в два раза, поэтому нам точно есть куда двигаться и куда развиваться»
С постулатом о необходимости развития мы даже и не спорим. Но вот приведённая цифра даёт повод обратиться к региональной статистике…
  

Чего у нас в избытке, а чего не хватает?


По нормативам, утверждённым постановлением правительства Рязанской области от 10.08.2017 за № 186, суммарная минимальная обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов должна составлять в Рязани 569 кв.м. на 1000 человек. По данным же, которые нам предоставили в администрации города, общая обеспеченность областной столицы стационарными объектами торговли составляет 185,3%.
  
Что же касается торговых павильонов и киосков (той самой малоформатной торговли), то только обеспеченность Рязани точками по реализации продукции общественного питания составляет 307%, то есть превышает норматив более чем в три раза…

Тем не менее, городские власти намерены и далее развивать нестационарную и мобильную торговые сети, поскольку это (снова цитируем): «позволяет расширить каналы сбыта, производимой на территории области продукции, что, в свою очередь, повлечёт за собой рост производства и позволит ввести в оборот значительные резервы продукции малых и средних производств, фермерских и крестьянских хозяйств.».

Тут нам снова необходимо обратиться к рязанской статистике.

Несмотря на то, что по отношению минимальному нормативу (утверждённому всё тем же постановлением № 186), обеспеченность Рязани торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции составляет 113%, при этом объектов малой розницы, где реализуют продукцию тех же фермерских и крестьянских хозяйств не так-то много. Чипсы и газировка, знаете ли – это тоже продовольственные товары, а павильонов с ними значительно больше.
  
Вместе с тем реализацию молока и молочной продукции в областном центре осуществляет 31 нестационарный торговый объект, хлеба и хлебобулочной – 23, мяса и мясопродуктов – 7.

В плане количества ларьки и палатки, где торгуют сельхозпродукцией, догоняют павильоны, реализующие продукцию цветоводства (таковых в Рязани на начало 2019-го было 54), и обгоняют нестационарные объекты, оказывающие услуги общественного питания (81).
   

Столица нам не пример


Как известно, в крупных городах (и, в первую очередь, в Москве) частным ларькам в своё время объявили настоящую войну. Их сносили сотнями. Чтобы потом (как сделали в столице) возвести на их месте новые торговые павильоны (но уже принадлежащие муниципалитету), и предлагать их в аренду коммерсантам за немалые деньги.
  
Рязань эта «война» вроде бы не затронула, хоть некоторые перемены и имели место. Так, в частности, в горадминистрации утверждают, что изменения, произошедшие в законодательстве РФ, в части запрета реализации алкогольной продукции и табачных изделий в некоторых типах объектов мелкорозничной торговой сети, не привели к сокращению их количества в городе.

К сокращению, может, и не привели, но к переделу этого сектора рынка в определённых масштабах привели совершенно точно. У кого-то бизнес зачах, а имеющийся в наличии павильон был выставлен на продажу. Кто-то исхитрился расширить площадь, чтобы соответствовать новым требованиям закона. В конце концов, всё более или менее устаканилось, и в 2018 году количество таких торговых объектов в Рязани даже увеличилось на 48 единиц (в плюс тем, что уже работали ранее).
  

Нужны единые правила


Между тем, из 1005 мест, определённых для размещения объектов мелкорозничной торговой сети на муниципальном имуществе, на начало 2019 года у хозяйствующих субъектов остались невостребованными 297, и этот факт тоже заслуживает внимания…

Общую ситуацию с малой розницей, как понимаете, характеризуют не только цифры. Чиновники соглашаются, что малая розница – это благо (при должном контроле, конечно же), поскольку создавая конкуренцию крупным торговым сетям, она в числе прочего влияет и на ценообразование.
  
Что до невостребованности муниципальных мест для торговли, она как раз может быть следствием того, что в России по сей день отсутствовали единые для всех правила развития малоформатной торговли. Как будет регулироваться этот рынок в том случае, если Госдума утвердит законопроект, упомянутый в начале нашей статьи – мы узнаем уже в ближайшем будущем. И тогда ещё раз непременно вернёмся к этой теме.
ЦИФРЫ: На потребительском рынке г. Рязани на начало 2019 года торговую деятельность осуществляли 504 продовольственных магазина 37-и сетевых компаний (4 международных, 12 федеральных, 21 региональной), а также 491 непродовольственный магазин 110-и сетевых компаний (2 международных, 44 федеральных, 64 региональных). 
Автор: Юрий Александров
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции