О Юлии Цезаре, Григории XIII и служителях Мельпомены…

06.01.2018 20:23:00 Описание

Пожалуй, самыми ревностными приверженцами юлианского календаря в России остаются священнослужители и ещё, как это не странно, артисты. Разберёмся, почему?

Общеизвестный факт: смещение даты начала года в России произошло по причине перехода в 1918 году с юлианского календаря (названного так в честь Гая Юлия Цезаря) на григорианский (утверждённый папой римским Григорием XIII). К слову, 14 февраля этого года (31 января по старому стилю) исполнится ровно 100 лет с того момента, как все мы живём по григорианскому календарю.

Разница между двумя календарями, как, опять же, все мы знаем, составляет 13 дней. Однако век тому назад Русская Православная Церковь, равно как Сербская Православная, Грузинская Православная и некоторые Восточнокатолические церкви, переход на новое летоисчисление не признали. По этой причине сместились и все церковные праздничные даты.

Кстати, ещё год тому назад некий небезызвестный российский политик предлагал перенести празднование Рождества в России на 25 декабря, и тогда отдельные представители РПЦ даже назвали эту идею здравой… Впрочем, дальше разговоров дело не пошло, что, наверное, и к лучшему.

Что же касается артистов, их приверженность к юлианскому календарю к Рождеству уже не имеет никакого отношения, и объясняется исключительно просто.

МЕЖДУ ТЕМ: Самыми первыми ещё в 1582 году на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Великое княжество Литовское и Королевство Польша.После России переход на григорианский календарь совершили в ряде стран, ставших впоследствии республиками СССР, а также в Греции, Турции и Египте. Позднее всех – в 1949 году, на новое летоисчисление перешли в Китае.

Дедушке хочется праздника

Традиция встречать новый год по юлианскому календарю – не есть нечто сугубо русское. В ночь с 13 на 14 января провожают старый год и встречают новый практически во всех театрах мира.

- И дело тут не в разнице летоисчисления, - объясняет Народный артист России, актёр рязанского театра драмы Сергей Леонтьев. - Просто новогодняя пора для служителей Мельпомены –самое горячее рабочее время. «Ёлки» в театрах начинаются в двадцатых числах декабря и заканчиваются 7-8 января, а то и позже. Во всех театрах в эти дни – по два - три спектакля в день. И к тому же это время – едва ли не единственное, когда артист может прилично подзаработать. Новогодние утренники, корпоративы, «квартирники»… В общем, пахота идёт круглосуточная. На 31 декабря приходится самый её пик. Так что отдохнуть за праздничным столом с друзьями и с семьей не выходит просто физически. Дай Бог, если к бою курантов успеешь выпить шампанского. Но, чаще всего, и этот обязательный ритуал выполняешь на рабочем месте, в наклеенной бороде и соответствующем костюме. А ведь нормального праздника хочется и Деду Морозу…

Корпоративные традиции

- Традиция театральных посиделок 13 января бытовала в советские годы, сохранилась она и теперь, - утверждает представитель молодого поколении рязанских артистов Роман Горбачёв. – Правда, старшие коллеги утверждают, что раньше эти встречи проходили гораздо веселее. Не знаю, возможно, они и правы. Хотя, на мой взгляд, и сейчас все отдыхают от души.

Нынче в каждом рязанском театре встречают Старый Новый год в своём коллективе. Праздник не объединяет все театральные труппы вместе.

В своё время легендарный рязанский театральный директор Аскар Тагер приложил немало усилий для того, чтобы добиться открытия в Рязани Дома актёра. И, казалось, был близок к осуществлению этой мечты. При строительстве нового здания театра кукол планировалось отвести специальное помещение для этих целей. Но что-то там не срослось, и рязанские артисты так и остались без общей крыши над головой.

- Думаю, что именно сегодня традиция «актёрского Нового года» должна обрести второе дыхание, - считает Заслуженный артист РФ, актёр рязанского театра для детей и молодёжи Андрей Торхов. – Ведь что происходило раньше? Мы собирались в своём профессиональном кругу без контролирующего начальственного ока, которое к «бойцам идеологического фронта» проявляло особо пристальное внимание. А тут, на своих внутренних «капустниках» можно было шутить почти свободно, общаться, как нам хотелось, ну, почти, как на собственной кухне…

На мой субъективный взгляд, Андрей Торхов несколько преувеличивает меру тогдашней корпоративной свободы. Бдительное око не дремало, и часто руководству рязанских театров сразу после новогодних капустников приходилось давать объяснения по поводу сомнительных шуточек в партийных инстанциях. Правда, на внутренние актёрские шалости всё же, как правило, смотрели сквозь пальцы и оргвыводов не делали.

Кстати, не знаю, как в других городах, а в Рязани корпоративные традиции встречи Старого Нового года существовали не только в театрах. Художники, архитекторы и журналисты так же старались собраться своими компаниями в ночь с 13-го на 14-ое января. Прекрасно помню один такой праздник в 1986 году в Доме печати. Нынешние корифеи рязанской сцены и местной журналистики соревновались в том, кто выстроит более длинную живую цепочку по этажам и коридорам здания на улице Горького. По условиям конкурса можно было использовать только собственное тело и детали туалета. А так как градус праздничного настроения и желание победить были к тому моменту достаточно высоки, деталей одежды уже не жалели… Можете представить, как живописно это выглядело. Воздержусь от деталей, скажу только, что журналисты в том давнем конкурсе победили артистов.

«Капустник» скорее жив?

- На наши встречи Старого Нового года стремились попасть, как на самые престижные спектакли столичных театров, - вспоминает Заслуженный артист РФ, актёр театра драмы Леонид Митник. – Сегодня такого интереса лично я не наблюдаю. Шуток на любой вкус полно в интернете, а подробностей актёрского житья-бытья хватает в газетах и на телевидении. Тайна исчезла, а вместе с ней пропал и интерес...

Леонид Митник всегда считался в Рязани одним из лучших рассказчиков анекдотов. Каждая встреча с ним обычно превращалась в мини-капустник. Некоторое время назад я спросил своего давнего товарища: «Лёня, почему ты перестал рассказывать анекдоты?». А он мне в ответ: «Новых нет, а смеяться над старыми как-то не хочется…»

И всё же, осмелюсь утверждать, что жанр театрального капустника живёт. Так, в прошлом году артисты рязанского ТЮЗа устроили прекрасный фестиваль фирменных «дедморозовских» речёвок. Для несведущих объясняю: у каждого Деда Мороза со стажем есть обязательный набор «входных номеров». Автор, например, когда в своё время надевал костюм Деда Мороза, для этих целей обычно использовал хрестоматийные некрасовские строки: «Не ветер бушует над бором…». Но это – для более-менее взрослой аудитории. На утренниках в детских садах большой популярностью пользовались следующие, с позволения сказать, стихи: «С Новым годом, с Новым годом поздравляем всех детей! Поздравляем всех гостей! Был у вас я год назад, снова видеть всех я рад. Подросли, большими стали, а меня-то вы узнали?». Таких речёвок только у меня в арсенале было штук пятнадцать. Некоторые из них были предназначены для сугубо внутреннего применения: «С Новым годом детвора! В бухгалтерию пора!».

На «капустном» фестивале в ТЮЗе выяснилось, что к приведённому выше обязательному набору теперь прибавились и вполне злободневные номера: «Дед Мороз поздравил вас. Ну а в нужный день и час, ты не пропусти момент - вас поздравит Президент!».

В этом году в рязанских театрах вновь будут праздновать Старый Новый год. Надеюсь, что буду в числе приглашённых, и смогу рассказать читателям «Вечёрки» о том, как прошел этот совершенно особенный праздник…

КСТАТИ: Берберский календарь, которого до сих пор придерживаются жители Марокко, Туниса, Алжира и некоторых других африканских стран, ведёт отсчёт нового года с 14 января. Интересно, что к столу в эти дни подаётся особый пирог, начинённый капустой, и гости поздравляют друг друга с «капустником»…

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции