Музейные параллели

07.01.2019 14:30:00 Описание
«Вечёркинский» вояж по музеям, начатый ещё в декабре, мы решили завершить не в Рязани, а в Коломне, до которой от нас – около часу пути. Рассудили мы так: рязанским читателям, которые ещё в этих музеях не были, мы, быть может, подскажем новые интересные маршруты выходного дня. А рязанские музейщики, возможно, почерпнут из нашего заочного экскурса что-то полезное для своей профессиональной деятельности.

Для начала скажу очевидное: так сложилось, что Коломне с музеями повезло больше, нежели Рязани, и не в плане их количества или же качества, а исключительно по расположению. В Рязани, к примеру, от того же музея истории ВДВ до Музея истории молодёжного движения топать через четыре улицы в общей сложности полтора километра. Если же проложить маршрут, опять же, от музея ВДВ до, например, музея СССР, то расстояние составит без малого пять километров, и пешая прогулка тут для туриста, впервые приехавшего в Рязань, уже представляется маловероятной…

В Коломне же большинство музеев пребывает в пешей доступности от стен Коломенского кремля, максимум – полкилометра в одну сторону либо полкилометра в другую.


Спросите, почему так сложилось?


В детали вдаваться не стану, но сопоставлю два факта. В Коломне доживающую своё бывшую усадьбу купца Львова (деревянную, 1830 года постройки) на пересечении улиц Казакова и Болотникова (самый центр Старой Коломны) ещё 12 лет назад сумели расселить, после чего привлекли средства благотворителей на противоаварийные работы. А уже к 2011 году завершили реставрацию, и передали здание (неслыханное дело для рязанских реалий!) частному музею, который находится здесь и поныне.

А теперь вспомните, как давно тянется волокита с намерениями восстановить сгоревший дом купца Малашкина в Рязани? Вот ведь совпадение, пожар-то в Газетном переулке случился те же 12 лет назад!

Полагаю, вы и сами понимаете: коломенский пример доказывает: такие памятники можно спасать, было бы желание.
Но вернёмся-ка мы лучше к музейной тематике... И раз уж выше я упомянул о здании, коим некогда владел москательщик (торговец бытовой химией) Львов, о музее, который теперь здесь обосновался, расскажу подробнее.


Искусству нужна информация!


Музей органической культуры, созданный благодаря совместным усилиям ведущих российских искусствоведов при действенном участии Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, фактически, вмещает в себя три музея: искусств XX-XXI веков, российской фотографии и традиции.
   
Каждое из подразделений заслуживает отдельного рассказа, но я остановлюсь на выставочном пространстве Музея традиции, поскольку оно по своим размерам вполне сопоставимо, например, с Выставочным залом Рязанского Областного художественного музея на улице Есенина, то есть параллели не возбраняются.
  
Зал на Есенина я помню ещё со времён, когда он функционировал под началом Союза художников России, и, на мой, конечно же, сугубо субъективный взгляд, представлял собой едва ли не самое унылое культурное пространство в Рязани. Нет, я понимаю, что у полотен эпохи соцреализма, отображающих труд доярок с трактористами, есть свои почитатели… Но в контексте знакомства с живописью они, как мне кажется, скорее оттолкнут любопытствующего, нежели разбудят в нём интерес к культуре.
  
Музей традиции в Коломне преимущественно тяготеет к русскому авангарду, и лично я к этому направлению в живописи также отношусь далеко не однозначно. Но не о вкусовщине в данном случае речь, а о грамотном экспонировании искусства. Пространство разделено на две зоны: экспозицию художника Дмитрия Ракитина и выставку «Художники, наивно увидевшие окружающую их жизнь». 

Каждая зона, в свою очередь, поделена на сектора по тематике и (или) авторству работ. В каждом секторе – на ламинированных листах формата А4 представлена информация о каждом художнике и его работах (а не просто Ф.И.О. автора и название картины, как часто делают у нас). Приобретший билет на выставку (всего-то 100 рублей, для студента – 50, для пенсионера -10), может и более подробно изучить историю русского авангарда в специальных изданиях и видеопрограммах. А ещё каждому гостю предлагают чай (кофе), и дарят DVD с материалами о выставочных проектах.

Если честно, работы энного количества авангардистов (искусствоведы могут закидать меня тапками) до сих пор мне представляются лишь более или менее забавной мазнёй. И всё же я провёл в бывшем здании купца Львова не менее часа, узнав при этом немало интересного. Вот что значит – грамотная подача культурной информации.
  

Как почувствовать эпоху?


Для коломенского музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», расположенного на улице Октябрьской революции, параллели, на мой взгляд, ещё очевиднее: рязанский Музей СССР подвизается на том же историко-культурном поприще. Разве что арткоммуналка в Коломне занимает площади поболе (примерно треть от бывшей коммунальной квартиры, вмещавшей в себя когда-то 24 комнаты и полторы сотни жильцов). И делает акцент не только на советской истории, но и на литературном наследии автора поэмы «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, когда-то изгнанного из Коломенского пединститута и подрабатывавшего чернорабочим в винном отделе гастронома по соседству.

Арткоммуналка принимает в своих стенах как гостей музейной экспозиции, так и резидентов – художников и писателей, которым предоставляют возможность жить в её комнатах какое-то время, и воплощать свои творческие проекты. Тут, по сути, имеет место та же, если так можно выразиться, «музейная матрёшка», два в одном: человек, приходя сюда, попадает на две выставки сразу – экспозицию советского быта, перекликающуюся с творчеством Ерофеева, и презентацию проекта очередного резидента арткоммуналки.
  
Экскурсоводы же не только делятся информацией, но и помогают буквально почувствовать эпоху. Само собой – визуально, а также тактильно (каждый экспонат можно брать в руки), обонятельно (вы не только узнаете историю советской парфюмерии, но и можете понюхать, как пахли «Шипр», «Красная Москва» и одеколон «Саша»), даже вкусово (желающим предлагается коммунальный советский обед или чаепитие на кухне, оформленной всё в той же интерьерной стилистике советской коммунальной квартиры).

И это я ещё не упомянул о театрализованных программах, в процессе которых гость может на час стать жильцом советской коммуналки с вытекающими из этого правами и обязанностями…
   
В общем, будете в Коломне, как говорится – заглядывайте на огонёк! Если же какие-то из идей, представленных выше, вдохновят рязанских музейщиков, значит, и наш редакционный визит сюда был предпринят не зря.


Фото автора, www.museumart.ru и artkommunalka.com 
Автор: Александр Абрамов
Теги: Культура
Вернуться к списку

Архив номеров

    
Задать вопрос редакции